Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание курса призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Понятие «духовно-нравственного воспитания», прочно вошедшее в современный оборот образовательной и правовой сфер, оттачивалось на протяжении 1990-х годов в процессе общения и взаимодействия религиозных общин и государства. Оно включает в себя два самостоятельных, но неразрывно связанных друг с другом понятия «духовности» и «нравственности». Понятие «нравственности» определяет поведенческие устои («нравы»), проявляющиеся, прежде всего, в отношении человека к человеку, к обществу и окружающему его миру. Здесь мы видим важнейшую и простую закономерность: поступки, слова и помыслы человека являются, как правило, лишь внешним проявлением (воплощением) того, чем наполнены его душа и сердце. Таким образом, ярко проявляются два уровня нравственности личности: внутренний и производный от него внешний.
От чего же зависит внутренний уровень нравственности (устремления воли, ума и сердца)? Он зависит от качества духовности личности, т.е. от того, к какому духу устремлена личность, каким духом она питается и каким духом наполняется. Иначе говоря, духовность – это вектор, определяющий направление самосовершенствования личности. В религиозных традициях имеются различные описания конечной цели самосовершенствования, но движение к ней - это всегда выбор между добром и злом.
Цель и задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
1.«Основы православной культуры»
2. «Основы исламской культуры»
3. «Основы буддийской культуры»
4. «Основы иудейской культуры»
5.«Основы мировых религиозных культур»
6.«Основы светской этики»
Учебный курс ОРКСЭ - единая комплексная учебно – воспитательная система. |
Структура предмета: Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками: 1.Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.) 4.Духовные традиции многонационального народа России (4ч.). |
Содержание модулей курса: - ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой; - не включает специальных богословских вопросов; - не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Три базовые национальные ценности Отечество Семья Религия
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1.Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4.Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса ОРКСЭ в программе обучения
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.